Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Магадана
Гимназия № 13 - школа со счастливым числом

Среда, 18.06.2025, 02:16

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Выход

Главная » Файлы » Мои файлы

Карпова Н. Л. «Педагогическая поддержка подростка в процессе социальной адаптации»
[ Скачать с сервера (80.5 Kb) ] 30.01.2013, 12:47
Актуальность темы
Модернизация российского образования - это активный поиск продуктивных методов, средств и форм воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация школьников к жизни и будущей профессиональной деятельности в условиях информационного общества является одной из приоритетных целей современного педагога. В «Концепции ФГОС общего образования» отмечается: «Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации». При этом воспитательный процесс должен гарантировать соединение государственных, общественных и личных потребностей в области образования, соединение «достижений мировой цивилизации и самобытности отечественной культуры». Одним из путей решения этих задач является обращение к воспитательным теориям и технологиям, ориентированным на самоопределение и саморазвитие школьника.
Причины выбора темы
 В 5 классе я столкнулась с рядом проблем, касающихся успеваемости и поведения моих воспитанников. В ходе изучения каждой конкретной ситуации стала вырисовываться общая картина. Оказалось, что проблемы в обучении в основном обусловлены трудностями жизненных ситуаций, в которых оказываются подростки. Например, Павел П. начал прогуливать уроки и лгать дома, потому что переживал личную трагедию: не стало отца, с которым он поддерживал отношения после развода родителей, а в семье матери готовились к рождению второго ребенка. Все это «выбило почву» из-под его ног, поскольку он ощущал себя «ненужным». Катя М. из-за образа жизни родителей оказалась в детском приюте «Тихая обитель», где прожила почти два года, продолжая обучаться в нашем классе. Однако она постоянно испытывала стресс и дискомфорт, общаясь с детьми, живущими в семьях (а это весь остальной класс). Девочка стала подвержена частым переменам настроения, что очень сказывалось на ее взаимоотношениях с учителями и одноклассниками. Любое объективное замечание могло повлечь за собой агрессивную реакцию. Такое поведение, как правило, провоцировало конфликты, как с одноклассниками, так и с педагогами. В обоих случаях дети стали жертвами обстоятельств. Их действия были лишь средством отражения душевного состояния потери, растерянности, страха, обиды. Ситуация с мальчиком разрешилась в результате активной работы с матерью, а так же психологической службой гимназии и привлечением психолога, специалиста по семейным вопросам. Что касается девочки, то в течение всего периода пребывания ее в классном коллективе, я тесно сотрудничала с психологами школы и приюта, а также и с воспитателями «Тихой обители», для того, чтобы оказать максимальную поддержку воспитаннице и создать благоприятные условия для стабилизации её эмоционального состояния. Сегодня она постоянно живет в Ольском детском доме. Мы продолжаем с ней общаться, созваниваемся, летом я ее навещала. Проанализировав те проблемы, с которыми сталкиваются мои воспитанники, я пришла к выводу о необходимости их поддержки в процессе социальной адаптации.
Цель
Создание условий для проявления воспитанником активности в самостоятельном поиске решений собственных проблем. Моя практика показала, что такими условиями являются доверительные отношения, ситуация выбора, согласованность деятельности классного руководителя и деятельности воспитанника с учетом разных мотивов.
Степень и характер новизны
Новизна работы состоит в том, что педагогическая поддержка представляет собой средство индивидуализации личности ребенка, тогда как обучение и воспитание связаны со сферой социализации школьников. Задача современной педагогики не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе, но и научить его жить с самим собой
Теоретическая интерпретация опыта
Моя воспитательная практика основывается на теории педагогической поддержки Олега Семеновича Газмана. Данная теория не нова. Но в практике школ, которые изначально применяли методы и приемы педагогической поддержки, она была обращена прежде всего к тем подросткам, кто по тем или иным причинам не вписывался в нормы социума. Поддержка стала применяться как способ превентивной педагогики. Инновационное значение педагогической поддержки принципиально в другом. Это – процесс совместного определения с воспитанником его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности. Олег Семёнович Газман предлагает разные тактики и формы поддержки (См. Приложения):
· защита (для дошкольников),
· помощь (для учащихся начальной школы),
· нравственная поддержка (для подростков),
· сопровождение (для старшеклассников).
Оказывать педагогическую поддержку можно при помощи различных приемов, которые отличаются по степени участия взрослого, по времени и по длительности их оказания. Педагогическая поддержка является частью образования наряду с обучением и воспитанием, однако, имеет собственное содержание. Это особая деятельность педагога, ориентированная на личностное развитие воспитанника в ситуации решения им проблем.
Описание применяемого новшества
Я работаю классным руководителем в 7А классе. Вместе мы третий год. Это мой первый класс, поэтому и учусь, и расту вместе с ними. Основной задачей своей работы как классного руководителя считаю оказание педагогической поддержки подросткам в процессе их социальной адаптации. Таким образом, личностно-ориентированный подход к воспитанию, который сегодня стал оптимальным средством для решения данной задачи, становится ведущим в воспитательном процессе. Именно этот подход стимулирует развитие и саморазвитие личностных качеств ребенка на основе общечеловеческих ценностей. Это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, при помощи которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Поэтому сегодня для меня как учителя и классного руководителя одним из приоритетных направлением в работе является реализации личностно ориентированного подхода, индивидуальной работы с учащимися. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила «Недостаток ребенка – это такое его достоинство, которому мы не нашли применения». Большую роль в общении с детьми я отвожу и психологической поддержке ученика. Для ребенка важно услышать от педагога высказывания типа «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад, что ты попробовал это сделать», «У тебя всё получится» и т.д.
Основной формой индивидуальной работы является психолого-педагогическая диагностика, с которой я начинаю работу в новом учебном году и пользуюсь её результатами в дальнейшем. Для сохранения психического здоровья учащихся совместно с психологической службой гимназии проводятся анкетирования, например, на выявление уровня адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено, уровня тревожности; социометрия, различные тренинги. В соответствии с полученными рекомендациями психолога я выстраиваю свою дальнейшую работу с детьми. Ежегодно с психологом школы проводится мониторинг социальной зрелости учащихся: · изучаем уровни проявления формирующегося характера подростка (любовь к Родине, бережливость, аккуратность, настойчивость в достижении цели и т.д.); · создаем социальный паспорт класса; · исследуем микроклимат класса, мотивацию достижений и самооценку учащихся; · проводим анкетирование детей и родителей для изучения проблем класса. Одной из составляющих совместной работы с психологической службы является диагностика мотивации учебной деятельности. Благодаря данным исследованиям у меня, как у классного руководителя, есть возможность совместно с учителями-предметниками создавать ситуацию успеха для моих воспитанников, смягчать отрицательные эмоции, связанные с учебной деятельностью (см. Приложения).
Кроме того, совместно с психологом я осуществляю диагностику успешности воспитательной работы в классе. Данная работа помогает мне как классному руководителю правильно строить свое общение с детьми, поближе узнавать их, а значить вырабатывать такую систему воспитательной работы, которая бы способствовала достижению поставленной мною цели, а именно: воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию. Вот почему важной частью своей работы считаю развитие навыков самостоятельности, умения сделать выбор и нести ответственность за него. В этом мне помогает работа с органами ученического самоуправления (см. Приложения).
Основная задача работы органов классного самоуправления – научить ребенка организовывать свою жизнь в классе и вне его, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать в классном коллективе. В нашей гимназии в течение длительного времени работают программы «Солнечный город» (для начальной школы) и «Маленькая страна» (для 5-7 классов), в которой каждый класс является городом со своим названием, статусом, органами власти. Наш город называется «Находка». Это название возникло не случайно. В начальной школе классный коллектив – семейка «Солнечного города» - носил название «Искатели», а в среднем звене стало логичным дать название своему городу «Находка». В городе есть свой мэр, заместители мэра по вопросам образования, досуга, печати, спорта. Представителями детского самоуправления в основном являются признанные лидеры, причем это дети с положительным лидерством в учебе, спорте, внеклассной деятельности. Кроме этого в классе есть и ситуативные лидеры, и лидеры-«бунтари». Обычно присутствие в классе таких детей затрудняет общение ребят, нарушает микроклимат. Мне удалось избежать негативных эмоций благодаря вовлечению всех детей в организацию различных форм воспитательной деятельности в классе. Каждому находится дело по душе, и поэтому ребята стараются проявлять себя в соответствии со своими способностями.
Мои семиклассники – люди находчивые во всех смыслах. Они придумывают веселые праздники, спортивные и интеллектуальные состязания, участвуют в общешкольных мероприятиях и фотомарафонах, которые позволяют запечатлеть самые интересные моменты из «городской» жизни. Многие из моих учеников посещают музыкальную и художественную школы, вокальные и танцевальные кружки, спортивные секции. Ребята, которые смогли отличиться в муниципальных или областных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях рассказывают о своих достижениях на классных часах и классных мероприятиях. Создавая для них ситуацию успеха, я стремлюсь, чтобы каждый пережил свою «минуту славы». Все вместе мы понимаем, что наш класс уникален и замечателен тем, что в нем учатся уникальные люди. В октябре этого года Кристина В., которая отвечает в классе за организацию досуговой деятельности, участвовала в работе Всероссийского фестиваля детского творчества «Мой Пушкин» в городе Пушкинские Горы Псковской области. Ее участие в фестивале – знаменательное событие в жизни нашего класса. Рустам Б. побывал в Прохоровке и привез много интересного материала. Юля Г. и Вика О. сотрудничают со школьной газетой «Большая перемена», Максим О. победитель многих лыжных гонок. Каждый ребенок готов поделиться новой информацией, рассказать о своих успехах. Организовать тот или иной праздник, мероприятия для нас не составляет особого труда. Всегда найдутся дети, желающие внести свой вклад в будущее мероприятие. Необходимо отметить, что в этом деле им часто и с удовольствием помогают родители, которые такие же творческие и активные, как их дети.
Не менее значимой в процессе формирования личности ребенка мне видится работа с семьей. Этот вид деятельности я осуществляю следующими способами, а именно: индивидуальные встречи и беседы, коллективные родительские собрания, привлечение родителей к организации коллективных творческих дел. Каждое родительское собрание я начинаю с демонстрации достижений всего класса и конкретных детей. Кроме того, предлагаю родителям анкетирование, из которого узнаю о том, как проходит процесс адаптации у детей, какие предметы вызывают затруднение, что хотели бы изменить родители в воспитательной системе класса и какие вопросы обсудить на классных собраниях. В соответствии с полученными результатами корректирую свою работу, планирую дальнейшие встречи с родителями. В будущем я хотела бы предложить родителям вести свой электронный родительский дневник или блог, в котором они могли бы записывать свои выводы, пожелания учителям – предметникам, рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Готовясь к встрече с родителями, знакомлюсь с различными психолого-педагогическими исследованиями, консультируюсь по отдельным вопросам со школьным психологом. В конце каждого собрания родители получают конкретные практические рекомендации по воспитанию ребенка. В конце учебного года на итоговом собрании мы награждаем родителей – активистов и помощников классного руководителя, причем, с каждым годом их становится все больше. Работая классным руководителем, я повышаю свою профессиональную компетентность, участвуя в различных дистанционных курсах и работая в педагогических сетевых сообществах: «Классный руководитель XXI века» на сайте «Сеть творческих учителей», «Открытый урок», «СоцОбраз», «Педсовет». В своей работе я использую как традиционные, так и инновационные образовательные технологии, которые создают атмосферу психологической комфортности и успешности, сотрудничества педагога и ученика, предполагают использование разнообразных форм и методов организации внеклассной деятельности. При этом передо мной, как воспитателем, встают новые задачи:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика во внеклассной работе;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий;
- поощрение стремления ученика находить новые формы творческой деятельности, анализировать работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее интересные виды деятельности;
В своей работе классного руководителя использую также информационно-компьютерные технологии: мультимедийные презентации, проекты, создание видеороликов, виртуальные экскурсии. Таким образом, педагогическая поддержка дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, призовые места в школьных конкурсах, активное участие в общешкольных коллективных творческих делах. Мне, как классному руководителю, очень хочется видеть моих воспитанников самостоятельными, разносторонне развитыми, счастливыми и порядочными людьми. Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.
 Анализ результатов изучения опыта
За время работы были созданы условия для развития коллектива, через личное участие каждого в жизни класса. Достигнуты определённые результаты, а именно:
· Установились доверительные отношения, как между подростками, так и с классным руководителем.
· Повысился уровень воспитанности и успешности
· Сформированы необходимые навыки самостоятельной деятельности · Стали развиваться навыки работы в коллективе
· Повысился познавательный мотив учебной деятельности
Эти результаты подтверждаются исследованиями психологической службы гимназии (см. Приложения), наблюдениями, анализом работы класса и доказывают эффективность теории педагогической поддержки.
Заключение
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Личностно-ориентированный подход дает возможность понять и принять ребенка таким, какой он есть, при необходимости скорректировать его поведение, воспитать в нём лучшие человеческие и гражданские качества. Это является целью воспитания. Но ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. Самореализация педагога – в успешной самореализации воспитанника. Конечно, впереди у меня еще много испытаний, поскольку каждый этап в развитии личности и взросления человека несет в себе переоценку ценностей и качественные изменения характера. Но все эти сложности я стремлюсь преодолеть, опираясь на теорию О.С. Газмана. Перспектива моей работы - это переход от нравственной поддержки к педагогическому сопровождению. Английский политик Бенжамин Дизраэли говорил: «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства» Мне бы очень хотелось, чтобы эти слова стали одной из заповедей педагогической работы.
Список используемой литературы:
  1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3
  2. Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
  3. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.
  4. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании. М., 2006.
  5. Липский И.. Политика в области воспитания: новые идеи. /Журнал «Воспитание школьников»- №5/2005 год с.8-13.
  6. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.
  7. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя.- М., 2005.,176с
  8. Прохорова О. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. /Журнал «Воспитание школьников»- №8/2005 год с.30- 35.
Интернет ресурсы:
  1. http://pedsovet.org/forum/lofiversion/ Психолого-педагогическое сопровождение детей
  2. http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/175002.html -Педагогическая поддержка ребенка
  3. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp/id=921121011A9947EEBBB73E97FFC5F5CC- Концепция педагогики индивидуальности в русле оказания педагогической поддержки школьникам
Категория: Мои файлы | Добавил: ИзоЛьда
Просмотров: 2334 | Загрузок: 83 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

О нашей школе

685000 г. Магадан, ул. Полярная 13
тел.: 8 (4132) 630505

Поиск


Статистика


Авторизация