Система уроков но изучению творчества
М.А, Булгакова в 11 классе (из опыта работы).
Цикл
уроков, посвященных творчеству М. Булгакова состоит из 14 уроков:
I. Блок: М. Булгаков. Очерк жизни
и творчества. Конкретно-историческое
и общечеловеческое в ранней прозе писателя - 5 часов.
II. Блок: Драматическая природа таланта Михаила
Булгакова-4часа.
III. Блок: «Мастер и Маргарита»- главная книга Михаила
Булгакова-3часа
Развитие
речи (классное сочинение)-2 часа
В докладе представлены фрагменты некоторых уроков.
Тема
«М.Булгаков. Очерк жизни и творчества. Конкретно-историческое и
общечеловеческое в ранней прозе писателя.»
Цель:
- раскрыть эволюцию
мировоззрения писателя , преломлённого в его творчестве; осветить характер
и условия его деятельности определить его место в истории отечественной и
мировой литературы; показать значение духовного наследия классика для последующих
поколений;
- сформировать у
учащихся умение оценивать отношение М.Булгакова к изображаемой
действительности; пробудить аналитическую мысль воображение учащихся,
создать общий эмоциональный фон; умение правильно отбирать материал для
обобщения в классе;
- содействовать
духовному росту учащихся, повысить их читательскую культуру и интерес к
"возвращённой" литературе.
Оборудование: портрет
М.Булгакова, выставка книг о писателе и его произведений, эпидиаскоп, классная
доска.
Методы и формы работы:
1) лекция учителя;
2) доклады учащихся;
3) аналитическая беседа по
тексту произведений с элементами исследовательской работы;
4) комментированное чтение.
Урок 1
I. вступительное слово учителя
1) тема ,задачи, цели уроков.
2) работа над эпиграфом:
"Настоящее перед нашими глазами. Оно таково, что глаза эти хочется
закрыть...Остаётся будущее...Загадочное , неизвестное будущее..." М.Булгаков.
II. Сообщение
ученицы на тему «М.Булгаков в современной литературной критике. Обзор выставки
книг о Булгакове и его произведений».
III. Лекция учителя с сопутствующими
вступлениями учащихся (небольшие доклады чтение наизусть).
- 0 писателе «известном и забытом».
- Чтение стихотворения Анны Ахматовой «Памяти
М.Булгакова»(наизусть)
- Булгаков-семьянин и писатель. Драматург и прозаик
(строки биографии).
IV. Знакомство
со статьёй М.Булгакова «Грядущие перспективы».
- Как и когда был найден этот текст.
- Чтение и анализ статьи по вопросам:
В
чём актуальность этой статьи сегодня?
С
чем вы согласны , а какие строки, на ваш взгляд, вызывают сомнения?
Какой
вывод можно сделать о взглядах М.Булгакова на происходящее в стране?
V. Домашнее задание:
К следующему уроку класс
делится на 4 группы, каждой группе даётся задание:
а) прочитать один из рассказов : «Морфий»,
«Дьяволиада», «Самогонное озеро», «Запиеки на манжетах»;
б) проанализировать особенности композиции
и языка.
Уроки 2-3
Ранняя проза М.Булгакова. Её особенности.
I. Сообщения учащихся подготовленные
дома. Обзор содержания рассказов с анализом особенностей композиции и
языка.(Отвечает один ученик от группы, остальные имеют возможность дополнить
его ответ ;учащиеся других групп конспектируют ответы по каждому рассказу.)
II. Обобщение
учителем ответов учащихся с записью в тетрадь следующего вывода: Особенности
ранней прозы Булгакова:
- Подчёркнуто автобиографична.
- Чаще всего написана от «первого лица».
- Основные жанры : дневник или мемуары ,рассказ
очевидца.
- Полна реальными именами и событиями.
- Показ характера персонажа через его устную
речь(как у Чехова).
- Пронизана музыкой.
- Написано кратко о многом.
- Иронична, сатирична, но лишена мрачного ,тяжёлого
оттенка.
III. Самостоятельная работа:
Выписать не менее двух
«крылатых» выражений, которые хотелось бы употребить в жизни (из прочитанных
рассказов).
IV. Чтение
учащимся малоизвестных фельетонов и отрывков из двух очерков Булгакова:
«Охотники за черепами», «Киев - город».
V. Домашнее задание:
1)Прочитать
«Роковые яйца» и «Собачье сердце»
2)Подготовить
цитатный материал для характеристики
профессора Персикова и
профессора Преображенского.
3)Индивидуальные
задания по материалам, характеризующим сложную историческую эпоху в жизни и
творчестве писателя (материал дает учитель) Весь материал вы можете скачать с сервера( см. ссылку выше), надеюсь он вам поможет в педагогической деятельности.
|