Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Магадана
Гимназия № 13 - школа со счастливым числом

Среда, 18.06.2025, 20:45

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Выход

Главная » Файлы » Мои файлы

Уроки по творчеству М.Булгакова.
[ Скачать с сервера (95.5 Kb) ] 11.03.2013, 15:56

Система уроков но изучению творчества

М.А, Булгакова в 11 классе (из опыта работы).

 

Цикл уроков, посвященных творчеству М. Булгакова состоит из 14 уроков:

I. Блок: М. Булгаков. Очерк  жизни  и творчества. Конкретно-историческое  и общечеловеческое в ранней прозе писателя - 5 часов.

II. Блок: Драматическая природа таланта Михаила Булгакова-4часа.

III. Блок: «Мастер и Маргарита»- главная книга Михаила Булгакова-3часа

Развитие речи (классное сочинение)-2 часа

В докладе представлены фрагменты некоторых уроков.

Тема «М.Булгаков. Очерк жизни и творчества. Конкретно-историческое и общечеловеческое в ранней прозе писателя.»

Цель:

  1. раскрыть эволюцию мировоззрения писателя , преломлённого в его творчестве; осветить характер и условия его деятельности определить его место в истории отечественной и мировой литературы; показать значение духовного наследия классика для последующих поколений;
  2. сформировать у учащихся умение оценивать отношение М.Булгакова к изображаемой действительности; пробудить аналитическую мысль воображение учащихся, создать общий эмоциональный фон; умение правильно отбирать материал для обобщения в классе;
  3. содействовать духовному росту учащихся, повысить их читательскую культуру и интерес к "возвращённой" литературе.

 

Оборудование: портрет М.Булгакова, выставка книг о писателе и его произведений, эпидиаскоп, классная доска.

 

Методы и формы работы:

1) лекция учителя;

2) доклады учащихся;

3) аналитическая беседа по тексту произведений с элементами исследовательской работы;

4) комментированное чтение.

 

Урок 1

I.         вступительное слово учителя

1) тема ,задачи, цели уроков.

2) работа над эпиграфом: "Настоящее перед нашими глазами. Оно таково, что глаза эти хочется закрыть...Остаётся будущее...Загадочное , неизвестное будущее..." М.Булгаков.

II.        Сообщение ученицы на тему «М.Булгаков в современной литературной критике. Обзор выставки книг о Булгакове и его произведений».

III.      Лекция учителя с сопутствующими вступлениями учащихся (небольшие доклады чтение наизусть).

  1. 0 писателе «известном и забытом».
  2. Чтение стихотворения Анны Ахматовой «Памяти М.Булгакова»(наизусть)
  3. Булгаков-семьянин и писатель. Драматург и прозаик (строки биографии).

IV.      Знакомство со статьёй М.Булгакова «Грядущие перспективы».

  1. Как и когда был найден этот текст.
  2. Чтение и анализ статьи по вопросам:

В чём актуальность этой статьи сегодня?

С чем вы согласны , а какие строки, на ваш взгляд, вызывают сомнения?

Какой вывод можно сделать о взглядах М.Булгакова на происходящее в стране?

V.        Домашнее задание:

К следующему уроку класс делится на 4 группы, каждой группе даётся задание:

а)         прочитать один из рассказов : «Морфий», «Дьяволиада», «Самогонное озеро», «Запиеки на манжетах»;

б)         проанализировать особенности композиции и языка.


Уроки 2-3

Ранняя проза М.Булгакова. Её особенности.

I.         Сообщения учащихся подготовленные дома. Обзор содержания рассказов с анализом особенностей композиции и языка.(Отвечает один ученик от группы, остальные имеют возможность дополнить его ответ ;учащиеся других групп конспектируют ответы по каждому рассказу.)

II.  Обобщение учителем ответов учащихся с записью в тетрадь следующего вывода: Особенности ранней прозы Булгакова:

  1. Подчёркнуто автобиографична.
  2. Чаще всего написана от «первого лица».
  3. Основные жанры : дневник или мемуары ,рассказ очевидца.
  4. Полна реальными именами и событиями.
  5. Показ характера персонажа через его устную речь(как у Чехова).
  6. Пронизана музыкой.
  7. Написано кратко о многом.
  8. Иронична, сатирична, но лишена мрачного ,тяжёлого оттенка.

 

III.      Самостоятельная работа:

Выписать не менее двух «крылатых» выражений, которые хотелось бы употребить в жизни (из прочитанных рассказов).

IV.      Чтение учащимся малоизвестных фельетонов и отрывков из двух очерков Булгакова: «Охотники за черепами», «Киев - город».

V.        Домашнее задание:

1)Прочитать «Роковые яйца» и «Собачье сердце»

2)Подготовить цитатный  материал для характеристики профессора  Персикова  и

профессора Преображенского.

3)Индивидуальные задания по материалам, характеризующим сложную историческую эпоху в жизни и творчестве писателя (материал дает учитель)

Весь материал вы можете скачать с сервера( см. ссылку выше), надеюсь он вам поможет в педагогической деятельности.

Категория: Мои файлы | Добавил: Natalia
Просмотров: 3212 | Загрузок: 359 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

О нашей школе

685000 г. Магадан, ул. Полярная 13
тел.: 8 (4132) 630505

Поиск


Статистика


Авторизация